Плюсы, минусы и принцип работы АСКУЭ
В АСКУЭ есть три составляющие:
- приборы учета («умные счетчики»), которые измеряют параметры потребления электричества;
- устройства сбора и передачи данных, которые круглосуточно опрашивают приборы учета и передают информацию на верхний уровень;
- центральный узел сбора и обработки информации, где собираются данные со всех устройств, включенных в систему.
На уровне центрального узла сбора используется программное обеспечение АСКУЭ (личный кабинет). Оно делает возможным визуализацию полученных данных, подготовку отчетов, начисление оплаты по снятым показаниям и их отражение абоненту, а также поставщику электроэнергии.
Как работает система АСКУЭ:
- «Умные счетчики» посылают сигнал на устройство сбора данных.
- Данные, полученные с приборов учета, передаются на сервер сбора и обработки информации.
- Происходит обработка информации с использованием разработанной программы.
Плюсы АСКУЭ:
- точное измерение количества потребленной электроэнергии;
- непрерывный автоматический сбор данных с приборов учета;
- контроль за энергопотреблением;
- быстрое выявление несанкционированных подключений;
- удаленное отключение-подключение потребителей.
У АСКУЭ нет как таковых минусов. Недостатки могут появляться в зависимости от конкретных решений. В проводной системе есть риск обрыва проводов, а в беспроводных, основанных на GSM-протоколах, возникает необходимость устанавливать сим-карту в каждый прибор учета.
Таким образом, если учитывать, как АСКУЭ передает данные, то можно найти пару минусов почти у каждого решения. Но есть и более современные технологии. К примеру, система автоматизации «ВАВИОТ» (Waviot) использует собственный радио протокол, при котором данные можно передавать на расстояние до 25 км. Кроме широкого территориального охвата, система характеризуется низким энергопотреблением и длительным сроком службы (10 лет) без внешнего питания.
Кейс «Внедрение АСКУЭ Waviot в СНТ (садовом товариществе)»
В конце 2019 года представитель одного из садовых товариществ обратился к нам с проблемой учета электроэнергии. Ситуация была действительно сложной:
- Долг перед поставщиком электроэнергии на конец 2019 г. – 7,5 млн рублей.
- Кража электроэнергии, с которой не удавалось полностью справиться даже при помощи пломб и входного контроля приборов учета.
- Недоучет, при котором абоненты оплачивали меньшее количество киловатт-часов, чем потребляли.
- Невозможность снимать контрольные показания ввиду недоступности многих домов в товариществе.
В сотрудничестве с представителем СНТ было принято решение об установке автоматизированной систему учета электроэнергии. Вопрос был обсужден на общем собрании жителей СНТ, большинство которых выступили за установку, ведь в противном случае их ожидало отключение электричества.
Наше решение по внедрению АСКУЭ в СНТ
Мы объяснили клиенту, что нужно для АСКУЭ, и вместе подобрали оптимальное решение. Было решено установить приборы на границе балансовой принадлежности – на опоре в точке подключения провода, отходящего к дому дачника. Преимущество такого решения заключается в независимости от присутствия абонента на даче, т. е. провести осмотр оборудования можно в любое время, и доступ к приборам будет всегда, а не только по разрешению собственника.
Какие результаты мы получили
Результат внедрения АСКУЭ – долг перед ресурсоснабжающей организацией полностью погашен, хотя с момента обращения прошло меньше года. Что еще изменилось:
- Платежи за электроэнергию стали регулярными и в полном объеме.
- Больше не нужно делать контрольные съемы и ждать показания.
- Появилась возможность следить за токовыми нагрузками, перекосами фаз и напряжением в сети.
- За счет управления, сидя в кабинете, стало возможным экономить (на заработной плате электрика, отправке СМС о задолженностях и необходимости оплатить услуги).
Что сказали представители СНТ, их мнение
Спустя время мы связались с представителями СНТ, чтобы получить их оценку. За прошедший период они на практике разобрались с АСКУЭ, что это и как работает, и мы смогли получить их реальный отзыв о работе автоматизированной системы учета Waviot. В качестве преимуществ, которые обнаружились на практике, они назвали:
- Доступность для любого человека: не нужно быть опытным пользователем компьютера.
- Многофункциональность: высокая степень защиты IP, простая установка, защита от возможности вмешательства в учет электроэнергии с помощью магнитов, пультов и пр.
- Удобное и понятное приложение на смартфон для абонентов.
- Функция ограничения мощности при неуплате в течение более 2 месяцев: вместо положенных 15 кВт абонент получает 500 Вт, что стимулирует его к оплате.
- Возможность почасового учета электроэнергии.
Отложенные результаты внедрения АСКУЭ
Дачники тоже оценили все удобство Waviot, поэтому вопросов, зачем им АСКУЭ, больше не было. Абоненты проявили желание внедрить автоматизированную систему учета и в область водоснабжения. Кроме всех перечисленных преимуществ, она позволит не спускаться каждый месяц в сырой и тесный колодец для снятия показаний с водомера. СНТ уже закупило небольшое количество счетчиков воды для установки в колодцы.
Рассмотренный кейс был создан на основе процесса и результатов внедрения системы Waviot в СНТ «Нижний казачий хутор». Это лишь один из наших успешных проектов. Мы внедряли АСКУЭ на многих объектах, включая:
- коттеджный поселок TRAVA,
- СНТ «Знаменский»;
- коттеджный поселок «Лазурный берег»;
- ДНТ «КАЛИНИНА»;
- коттеджный поселок «Николино парк»;
- СНТ «Тихая поляна».
В кейсе вы можете видеть, как работает беспроводная диспетчеризация ЖКХ. Удобнее и проще стало как поставщику, так и потребителю электроэнергии. Весь процесс учета и оплаты стал организованным, что подтверждают регулярность внесения платежей и погашение долга в 7,5 млн рублей.